реприза

  • 141Аббревиатура —         (итал. abbreviature, от лат. аbbrevio сокращаю) знак сокращения и упрощения в нотном письме. С помощью разл. А. обозначают повторение к. л. относительно самостоятельной, внутренне завершённой части произведения или куплета песни (см.… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 142Ария —         (итал. aria, англ. и франц. air) жанр вокальной музыки; законченный по построению эпизод (номер) в опере, оратории или кантате, с мелодикой преим. песенного склада, исполняющийся певцом солистом в сопр. оркестра. В отличие от речитатива и …

    Музыкальная энциклопедия

  • 143Гармония —         (греч. armonia связь, стройность, соразмерность) выразительные средства музыки, осн. на объединении тонов в созвучия и последовательности созвучий. Подразумеваются созвучия в условиях лада и тональности. Г. проявляется не только в… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 144Драматургия —         музыкальная система выразит. средств и приёмов воплощения драм. действия в произв. муз. сценич. жанра (опере, балете, оперетте). В основе муз. Д. лежат общие законы драмы как одного из видов иск ва: наличие ясно выраженного центр.… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 145Колено —         законченная или относительно законченная часть простой двухчастной формы или трёхчастной формы. Первое колено первый период, второе колено вторая часть простой двухчастной формы либо середина простой трёхчастной, третье колено реприза… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 146Полифонические вариации —         муз. форма, осн. на неоднократном проведении темы с изменениями контрапунктич. характера. П. в. могут быть самостоятельным муз. произв. (назв. к рого иногда определяет форму, напр. Канонические вариации на рождественскую песню И. С. Баха) …

    Музыкальная энциклопедия

  • 147Программная музыка —         (нем. Programmusik, франц. musique а programme, итал. musica a programma, англ. programme music) муз. произведения, имеющие определённую словесную, нередко поэтич. программу и раскрывающие запёчатлённое в ней содержание. Явление муз.… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 148Проходящий звук —         (итал. note di passagio, франц. note de passage, англ. passing note, нем. Durchgangsnote) неаккордовый звук на слабой доле, поступенно идущий от одного аккордового к другому (см. Неаккордовые звуки). (Сокращённое обозначение в нотном… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 149Ракоходное движение —         возвратное, или обратное, движение (лат. cancricans, cancrizans, per motum retrogradum; итал. riverso, alla riversa, rivoltato, al rovescio обозначают также обращение темы, противодвижение; нем. Krebsgang ракоход) особый тип… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 150Реперкуссия —         (от лат. repercussio отражение).         1) В учении о фуге в строгом стиле (И. Фукс и др.) следующее после экспозиции проведение темы и ответа во всех голосах (нем. Wiederschlag, zweite Durchfьhrung), воспроизведение экспозиции с… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 151Рондо —         (итал. rondo, франц. rondeau, от rond круг), одна из самых распространённых муз. форм, прошедшая длительный путь историч. развития. В её основе лежит принцип чередования главной, неизменяемой темы рефрена и постоянно обновляемых эпизодов …

    Музыкальная энциклопедия

  • 152Симфонизм —         обобщающее понятие, производное от термина симфония (см. Симфония), но не отождествляющееся с ним. В самом широком смысле С. это художеств. принцип философски обобщённого диалектич. отражения жизни в муз. иск ве. С. как эстетич. принцип… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 153Стретта —         стретто (итал. stretta, stretto, от stringere сжимать, уменьшать, сокращать; нем. eng, gedrдngt сжато, тесно, Engfьhrung сжатое проведение).         1) Имитационное проведение (1) полифонич. темы, характеризующееся вступлением… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 154Строгий стиль —         строгое письмо (нем. klassische Vokalpoliphonie, лат. stylus a cappella ecclesiasticus).         1) Историч. и художественно стилистич. понятие, относящееся к хор. полифонич. музыке эпохи Ренессанса (15 16 вв.). В этом смысле термин… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 155Тональность —         (франц. tonalite, нем. Tonalitat, также Tonart).         1) Высотное положение лада (определение И. В. Способина, 1951, по идее Б. Л. Яворского; напр., в C dur С обозначение высоты осн. тона лада, a dur мажор характеристика лада).… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 156Увеличение —         (лат. augmentatio; нем. Augmentation, VergrцЯerung; франц. augmentation; итал. per aumentazione).         1) Способ преобразования мелодии, темы, мотива, фрагмента муз. произв., ритмич. рисунка или фигуры, а также пауз путём… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 157Фугато —         (итал. fugato, буквально фугированно, фугообразно, подобно фуге) имитац. форма, по способу изложения темы (часто также развития) родственная фуге (1). В отличие от фуги, не имеет ясно выраженной полифонич. репризы; как правило,… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 158Шуберт Ф. П. —         (Schubert) Франц Петер (31 I 1797, Лихтенталь, близ Вены 19 XI 1828, Вена) австр. композитор. Отец Ш., школьный учитель, в соответствии с традицией обучавший своих воспитанников и пению, приобщил к музыке собств. детей. Уже в возрасте 10… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 159Экспозиция —         (лат. expositio изложение, показ, от ехроnо раскладываю, выставляю напоказ) функция частей муз. формы, излагающих муз. мысль (или муз. мысли), в отличие от функции частей развивающих, связующих, репризных и др.; также наименование… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 160КАДЕНЦИЯ — Если вам придется слушать в концертном зале или по телевизору концерт для фортепиано, скрипки или виолончели с оркестром, обратите внимание на конец его первой части. Звучит реприза (что это такое, объясняется в рассказе о сонате). Слышатся те… …

    Музыкальный словарь